Запрещать компьютер в школе - это всё равно как запрещать лопату. Компьютер - это просто инструмент, и им надо пользоваться правильно. Если лопатой пользоваться неправильно, она тоже может поранить человека. Но мы же не копаем из-за этого землю руками?..
В Вальдорфских школах к общению учеников с компьютером относятся негативно. В целом это отношение достаточно обоснованно. Но конкретные действия, которые из него вытекают, слишком механистичны (как это обычно и бывает в России).
В современном мире появляется всё больше видов исследований, которые без компьютера проводить невозможно. Проводить такие исследования без подходящего инструмента, «на пальцах» можно лишь для достижения не результатов исследования, а каких-то других целей, сформированных искусственно.
Такие «промежуточные» цели постоянно возникают в педагогическом процессе. Но с какого-то возраста ученик уже должен начинать проводить исследования «по-взрослому», «по правде» – ради достижения именно реальных результатов (а не промежуточных учебных целей). И здесь отсутствие компьютера может оказаться фатальным: на счётах и бумаге ученик может закончить исследование лет через тридцать, когда оно уже потеряет актуальность. Конечно, увлекательность исследования per se от отсутствия нужного инструмента не будет меньше; но возникнет опасный отрыв от реальности, уход в свой собственный, интересный, но непонятный другим людям мир.
Аргументы против компьютера можно разделить на две основные части: физическую и «логическую» (или «психо»-логическую). Физическая часть проста: компьютер вреден для здоровья (1), компьютер убивает. Тут обычно имеется в виду излучение. Контраргумента примерно два.
1.1. С каждым годом вредное физическое воздействие мониторов снижается (техника развивается), ЖКТ мониторы электронных книг, скажем, вообще не излучают – текст на них виден так же, как на обычной бумаге, только благодаря внешнему освещению (в темноте его не видно).
1.2. Компьютер – это инструмент, и им надо пользоваться по назначению. Если другой инструмент использовать не по назначению (скажем, спать с лопатой и есть с лопаты), он тоже начнёт «убивать». Большинство современных людей, кстати, гораздо теснее общаются со смартфонами, чем с компьютерами – и вред здоровью, вообще-то, надо начинать устранять со смартфонов (если уж мы всерьёз боремся за здоровье).
Логическая часть (2) – компьютер приковывает внимание человека, удерживает его и высасывает все силы (2.1). Чрезмерно напряжённую работу зрительных нервов тоже следует отнести сюда (не в физическое воздействие компьютера) – напряжённо работать глазами и мозгом человек может во многих видах деятельности, специфика же (и опасность!) компьютера именно в том, что он вовлекает человека в эту напряжённую работу незаметно, исподволь.
Второй «логический» аргумент – компьютер отучает человека думать, мыслить самостоятельно (2.2).
Это всё правда. Но правда о том, что видов деятельности без использования компьютера становится всё меньше, – сильнее. И в этой ситуации запрет компьютера в старшей школе выглядит уже страусиной политикой (если не сказать, преступным бездействием). Надо не делать вид, что компьютера не существует, а железной дубиной вбивать в школьников основы гигиены труда за компьютером.
Самое очевидное – временной фактор: чем меньше времени человек пялится в монитор, тем меньше возможностей будет у всех видов воздействия на его глаза и психику. А здесь резерв оптимизации огромен: от науки правильно хранить и быстро находить нужные файлы на своём компьютере до десятипальцевого слепого метода печати. Такие мелочи, как расстояние от глаз до монитора или 15-минутные паузы в работе уже давно стали общим местом для профессионалов, но начинающие пользователи сами не начнут сразу всё это делать правильно.
Менее очевидное воздействие правильной учебной работы с компьютером – вытесняющий эффект. Это примерно как добавляемый в молоко йод приводит к тому, что организм отказывается усваивать внешний, радиоактивный йод. Если ученик уже загружен нормальной, качественной учебной работой с компьютером, у него будет меньше времени на игрушки и меньше интереса к «неправильной» деятельности, связанной с компьютером.
А «неправильная», плохая работа с компьютером и смартфонами процветает вовсю. У учеников 8-9 классов есть уже и страсть к стрелялкам, и аккаунты в этих наших контактиках-одноклассниках. Это невозможно запретить. Повернуться спиной, закрыть глаза и сделать вид, что этого [ужаса] просто не существует, тоже в данном случае не поможет. Есть только два способа выкорчёвывания учащегося народа из компьютерных болот: «вытеснение по времени» и «вытеснение по интересам», повышение общей культуры человека (в том числе и компьютерной культуры!) – чтобы человеку стало скучно «лайкать мэджиков».
Будьте реалистами: даже из Контакта в конце концов можно извлекать пользу! Практически все ученики им пользуются, но никому из них почему-то в голову не приходит отправить через соцсеть задание заболевшему товарищу. А в голову не приходит только потому, что ВКонтакт в школе «вне закона». Если не можешь чему-то противостоять, возглавь это и веди, куда тебе надо!
2.2. «Компьютер отучает мыслить самостоятельно, убивает живую мысль», – этот миф растёт из ситуации, когда третьеклассники вместо честного умножения «столбиком» в тетради начинают использовать калькуляторы. Начнём с того, что калькулятор, как правило, используется не в компьютере, а в сотовом телефоне. А закончим тем, что инструмент тут вообще ни при чём: ученик может попросить помощи у родителей или соседа по парте, может, наконец, банально списать ответ из шпаргалки – то есть это обыкновенная диверсия и саботаж, отказ от работы.
Все остальные ситуации с «убийством мысли» так или иначе повторяют эту «диверсию с калькулятором». Например, достаточно популярно сейчас скачивание из интернета готовых рефератов. Любой нормальный учитель с двух абзацев поймёт, самостоятельная это работа или подделка, плагиат – и дальше уже именно от отношения учителя будет зависеть, захочет ли ученик продолжать диверсии. Практика показывает, что если учитель честный, количество плагиата учащихся стремительным домкратом скатывается в пропасть.