Проблемы организации обучения на конференции ИВШ

Поводом послужило посещение рабочей группы Владимира Пегова «От умелого тела к умному человеку» на конференции Иркутской Вальдорфской Школы

Это была вторая рабочая группа, которую я посетил. Результат здесь, к сожалению, получился отрицательный.

С моей точки зрения результатом семинара должно быть какое-то новое желание. Например, после музыкальной группы Изабель Кустер мне захотелось задать какие-то вопросы, с чем-то поспорить; а главное, я был в корне не согласен с предложенной методикой работы с инструментом – музыкальными стержнями: на протяжении занятия у меня периодически возникало сильное желание отобрать стержни у исполнителей и поиграть на них «правильно» – то есть не стукая металлом друг об друга, а используя специальный мягкий молоточек. Желание было так сильно, что на другой день я отыскал и стержни, и молоточек (в разных помещениях) – и попробовал свой собственный способ исполнения. (Мой способ, кстати, оказался хуже! Стержни всё-таки максимально раскрывают свой звук именно при лёгких касаниях друг к другу – и желательно в как можно большем количестве; тогда отдельные ниточки звуков «свиваются» в почти осязаемую струю какого-то хрустального, дрожащего фонтана).

Ну так вот, в группу «От умелого тела...» я пришёл сразу на второе занятие, и, несмотря на это, до самого конца занятия меня не покидало ощущение, что это всё одно большое вступление, и оно вот-вот закончится, и начнётся наконец основная часть. Ощущение складывалось из мелочей; покажу на одном примере. Был высказан тезис о том, что младенец формирует своё тело, а некоторые родители пытаются вмешиваться в этот процесс почём зря. И всё. Но ведь это, собственно, только отправная точка для начала обсуждения! Ясно ведь, что родители не могут не вмешиваться в жизнь младенца (иначе он может попросту умереть с голоду), и вопрос как раз в том и заключается, как именно вмешиваться, чтобы, если уж не помочь, то хотя бы не навредить: пеленать или не пеленать, когда и какие погремушки подвешивать...

Мою некоторую досаду на «нетехнологичность» процесса обучения подкрепляет и дополняет другая мысль ведущего: процесс мышления подобен процессу пищеварения, и тот и другой процессы должны протекать неспешно, тщательно.

О какой тщательности может идти речь, если на конференции мы фактически пытаемся выполнить «пятилетку в три дня»?

Мысли, которыми делятся ведущие семинаров, ведь не вчера родились. Они вынашивались годами. Логично было бы так же, постепенно, на протяжении хотя бы нескольких месяцев (если уж не лет) знакомить с этими мыслями будущих слушателей конференции (слушатели ведь тоже выразили намерение ознакомиться с этими мыслями не за один день, а за много месяцев).

Особенно досадным выглядит отсутствие этой подготовительной работы в свете последней компьютеризации и телекоммуникации сельского хозяйства. Если сказать проще, у каждого в доме теперь есть компьютер и интернет.

Что мешает авторам выложить свои наработки на свой (или школьный) сайт, а будущим слушателям – внимательно и неспешно изучить эти наработки?

Что мешает сделать следующий шаг – получить на сайте комментарии и пожелания по каждой теме от будущих слушателей?

Неужели не ясно, что после тщательного предварительного «удалённого» обсуждения предмета личная встреча будет в десятки раз эффективнее? Даже без этих тонких намёков на пищеварение – мы тупо теряем тысячи человеко-минут только на преодоление языкового барьера!

Можно ведь было перевести тексты докладов заранее и распечатать и раздать всем (так даже в древние советские времена делалось при решении каких-то важных вопросов – ну, в 1991 году точно делалось). Можно – если бы эти тексты у докладчиков были: я пытался получить у одного автора текст за неделю до начала конференции (по электронной почте), но автор ответил что такого текста просто не существует.

Я не понимаю такого отношения к идеям, которые ты пропагандируешь, к людям, которым несёшь свои идеи. Если я верю, например, в необходимость использования буквы «ё», то я не только каждому ученику плешь проем, но я в этих ваших интернетах в каждую педивикию залезу, на каждый форум, где пасутся ещё недобитые противники буквы «ё». Я буду делать мою идею максимально доступной людям; буду даже от руки на бумаге её излагать, если понадобится. Это я к тому, что мне тут в учительской намекнули, что наши слушатели ещё очень плохо умеют пользоваться интернетом – из этого намёка следует вовсе не отказ от письменных текстов, а только то, что тексты надо переводить в удобную для отсталых слушателей форму – распечатывать.

Уважаемые авторы лекций, докладов и семинаров, что всё-таки вам мешает заранее знакомить слушателей со своими идеями? (это не риторический вопрос)

03.10.2014 , Михаил Гутентог

Комментарии