Мне и без кнопочки понравилось
Такой порядок – что терпеть, а с чем бороться, – устанавливает любое государство в союзе с подходящей религией. Это нормально. Но делать из этого порядка святыню – прямой путь к духовной смерти.
Большой человек из Церкви говорил в телевизоре 28.03.09, что одно из откровений Евангелия заключается в том, чтобы человек отрёкся от себя и принял свой крест, свои страдания («от себя» значит от своего эгоизма). С этим не особенно имело бы смысл спорить, если бы в той же речи не звучали слова о величии христианской религии, которое, по мысли оратора, вытекает из самой её сущности (в отличие от других, «несерьёзных», «преходящих» конфессий).
Конечно распространённость христианства в некотором роде связана с его сущностью: идеи этой религии очень выгодны любой власти – для управления своим народом. Ведь что такое «свой крест» для каждого человека? Как он должен узнать: что крест, а что следует преодолевать, с чем бороться? Ясно, как: ему об этом скажут в Церкви или в Министерстве труда, правление которого освящено Церковью.
И получится вот что. Начальник подлец и вор – терпите, работники, это ваш крест. Сибирьтелеком открыто насмехается над Антимонопольной службой и правами потребителей – терпите, абоненты, это ваш крест. И даже когда пьяный муж бьёт жену – это её крест... А «не крест» – то, борьба с чем освящена государственной или церковной властью. Например, Кока-кола. Её ругать (как и всё американское) уже можно вполне открыто и законно (не нужно терпеливо нести крест её пития).
В общем-то такой порядок – что терпеть, а с чем бороться, – устанавливает любое государство в союзе с подходящей религией. Это нормально, это и есть государственный порядок, законы, по которым надо жить. Но делать из этого порядка святыню – прямой путь к духовной смерти.
Человек не должен «отвергать себя», слушая дядю из телевизора. Даже если этот дядя занимает высокий пост в Церкви или в государстве, человек не должен слепо следовать его указаниям о том, что хорошо и что плохо. Человек должен стремиться к пониманию, осознанию своей миссии в мире, полагаясь исключительно на своё разумение. Можно было бы сказать, что человек как раз должен быть «верен себе», если бы не глупый вопрос Плохиша из мультика о Супер-дяде: «Ты всегда говорил, что я должен быть верен себе. Но не уточнял: какой именно грани себя?»
А никто и не говорит, что на этот вопрос есть простой ответ. Но христианские церкви убаюкивают сознание людей именно полным отсутствием этого вопроса – через введение новой сущности. Вопроса как такового вообще нет: чтобы быть верным себе, человек просто (всего-навсего!) должен быть верен Богу! Сущность же Бога ортодоксальные христиане отказываются рассматривать, ссылаясь на её непостижимость. Очень удобно: человек должен быть верен чему-то непостижимому, а конкретные детали «верности» ему объяснят «сверху». Просто слушай духовного (или партийного) наставника, и всё будет хорошо, никаких проблем. Вернее, если проблемы будут – это «твой крест», и тащи терпеливо.
Человек естественным образом примет и свой крест, и свою радость, и плохое и хорошее в своей жизни, если будет знать (или чувствовать), что они соответствуют его предназначению, что они не противны его природе. Тут тоже всё непросто: природа человека двойственна. Биологическая часть требует всё время брать, копить. Социальная, собственно «человеческая» часть требует делиться, давать радость другим. В любом человеке борются эти противоположные потребности – упрощённо говоря, брать и отдавать. И не надо манипулировать ими – их равновесие очень хрупко! Не надо убеждать человека отдавать (терпеть) больше, чем он может (и хочет). А убеждать с помощью своего авторитета и умелого построения речи (риторики) – это вообще уже по-научному называется «разводить».
Российская духовность сильна не Церковью, а теми низами общества, которые вводят в русский язык слова «развод» и «кидалово», точно обозначая понятия, с помощью которых любая (и светская, и духовная) власть манипулирует народом. Раб перестаёт быть рабом в тот момент, когда осознаёт, что его «кидают».
Особенно впечатляет призыв «сверху» к народу нести свой крест сейчас, во время экономического кризиса, когда зарплаты снижаются, цены растут, и всё больше людей теряет работу. Это – вместо призывов к правительству нести свой крест – например, напрягая мозги и волю для перестройки экономики. Хотя, по-большому счёту, и те и другие призывы бесполезны, они лишь характеризуют самого советчика, свидетельствуют о честности или лицемерии духовного пастыря.