Фигуры речи

М.К. об искусстве

Мысли М.К. по поводу текста №04A112

Я согласна с Юрием Бондаревым в том, что язык искусства универсален: на нем мы можем понимать людей из других стран, не зная их естественного языка, и даже наших предков, которые жили много тысяч лет назад. Хоть язык искусства очень разнообразный, он доступен всем, он общий. Это и помогает объединять людей в мире, помогает понять друг друга.

Я считаю, что искусство – это способ выражения себя, своих эмоций, своих мыслей через живопись, музыку, танцы, архитектуру… Человечество не может существовать без искусства, людям необходимо самовыражаться, творить. Эта потребность растет откуда-то изнутри, и ты не можешь ее сдерживать (и не нужно этого делать). Это я знаю из своего личного опыта.

Хотя есть люди, которые живут без искусства: из дома – на работу, с работы – домой, спать, на выходных – огород копать. И никакого творчества.  Мне кажется, этого мало, чтобы полноценно существовать. Да я вообще с трудом верю в то, что есть хоть один человек, которому никогда не хотелось написать стихотворение, или картину, или сыграть в театральной постановке или еще что-нибудь эдакое сделать! Но есть люди, которые почти каждый день занимаются творчеством (писатели, художники, режиссеры…), а есть те, которые работают, например, на заводе, или в магазине или еще где-нибудь.  Там важно мастерство, умение, профессионализм, но вряд ли – полет фантазии, умение мыслить креативно.

Кто-то меньше творит, кто-то больше. Но я просто не могу себе представить жизнь на земле без искусства! По-моему, это такая же потребность человека, как и еда. Вроде, еда – потребность более острая. Но возможно ли прожить человеку только на еде? Нет, должна быть обязательно духовная составляющая. А в искусстве есть эта самая духовность.

09.10.2014 , М.К.

Комментарии

Det 09.10.14 21:34:09

Должна ли в жизни человека обязательно быть духовная составляющая (и есть ли она в искусстве) - это очень сложный вопрос. И ответ на него сильно зависит от определения этой самой "духовной составляющей". Так, навскидку, - очень большая часть человечества считает, что духовная составляющая содержится, в первую очередь, в религии. И некоторые религии (или некоторая часть верующих в разных религиях) считают искусство греховным, то есть чем-то противоположным духовности.

Утверждения "некоторые люди живут без искусства" и "никакого творчества" - это всё-таки _разные_ утверждения. Да, некоторые люди могут не посещать филармонию, театры и музеи - не потребляют искусство в его "классическом" выражении. Но это вовсе не значит, что им чуждо творчество. Во-первых, "огород копать" можно ведь тоже по-разному (можно из огорода целый сад сделать).

Во-вторых, "потребность в искусстве" - это не совсем точное выражение; здесь правильнее говорить о "потребности в красоте" или о "потребности переживать чувство прекрасного" - а это всё вовсе не обязательно происходит в картинных галереях. Даже наоборот, очень малая часть человечества имеет настолько высокий культурный уровень, чтобы видеть и понимать красоту классики. Возможности человека вообще очень ограниченны: он может потратить всю жизнь на достижение совершенства в игре на флейте или валторне, но не понимать и не любить Достоевского (или Рембрандта); но это не значит, что он вообще не видит разницы между более совершенным текстом и менее совершенным (и он вполне может восхищаться, например, Малевичем).

Чувство прекрасного - оно да, дремлет в человеке всегда, и иногда просыпается - когда человек _внезапно_ видит красоту на том месте, где всегда было только нечто практично-полезное. В абсолютно любом предмете, в совершенно любой момент времени. Вполне можно увидеть красоту в лопате - она может вдруг засветиться для тебя таким особым внутренним духовным светом. Любой создаваемый человеком предмет (например, забор между соседними огородами) несёт в себе красоту, если человек вкладывает в этот предмет душу. Можно достигнуть такого духовного совершенства (или наоборот, упасть в бездну порока, напившись до чёртиков), что будешь видеть красоту даже в тех предметах, которые сделаны без всякого участия души. Например, некоторые люди льют пьяные сентиментальные слёзы в ресторанах, слушая сделанный на поп-конвейере шансон. Это, в общем-то, тоже переживание красоты (да-да, "Когда б вы знали, из какого сора!..").

Таким образом, если есть потребность в красоте, эта потребность всегда будет так или иначе реализована (говоря по-русски, "свинья всегда грязь найдёт"). Напрямую это никак не связано с "профессиональным" искусством. Просто некоторых людей перестаёт удовлетворять "обычная" красота, они начинают видеть несовершенство и стремиться к более сложным формам выражения. Такие люди становятся или благодарными слушателями (читателями, зрителями) или художниками-поэтами-артистами. Хотя правильнее сказать, что они всегда становятся отчасти теми, отчасти другими: хороший пианист всегда является немного композитором; по-настоящему понять поэта может только человек, который сам сочиняет стихи (пусть и не гениальные); насладиться в полной мере гениальной игрой актёров в театре может только актёр или режиссёр (пусть на любительском уровне, но попробовавший себя в этом виде творчества).