Должна ли в жизни человека обязательно быть духовная составляющая (и есть ли она в искусстве) - это очень сложный вопрос. И ответ на него сильно зависит от определения этой самой "духовной составляющей". Так, навскидку, - очень большая часть человечества считает, что духовная составляющая содержится, в первую очередь, в религии. И некоторые религии (или некоторая часть верующих в разных религиях) считают искусство греховным, то есть чем-то противоположным духовности.
Утверждения "некоторые люди живут без искусства" и "никакого творчества" - это всё-таки _разные_ утверждения. Да, некоторые люди могут не посещать филармонию, театры и музеи - не потребляют искусство в его "классическом" выражении. Но это вовсе не значит, что им чуждо творчество. Во-первых, "огород копать" можно ведь тоже по-разному (можно из огорода целый сад сделать).
Во-вторых, "потребность в искусстве" - это не совсем точное выражение; здесь правильнее говорить о "потребности в красоте" или о "потребности переживать чувство прекрасного" - а это всё вовсе не обязательно происходит в картинных галереях. Даже наоборот, очень малая часть человечества имеет настолько высокий культурный уровень, чтобы видеть и понимать красоту классики. Возможности человека вообще очень ограниченны: он может потратить всю жизнь на достижение совершенства в игре на флейте или валторне, но не понимать и не любить Достоевского (или Рембрандта); но это не значит, что он вообще не видит разницы между более совершенным текстом и менее совершенным (и он вполне может восхищаться, например, Малевичем).
Чувство прекрасного - оно да, дремлет в человеке всегда, и иногда просыпается - когда человек _внезапно_ видит красоту на том месте, где всегда было только нечто практично-полезное. В абсолютно любом предмете, в совершенно любой момент времени. Вполне можно увидеть красоту в лопате - она может вдруг засветиться для тебя таким особым внутренним духовным светом. Любой создаваемый человеком предмет (например, забор между соседними огородами) несёт в себе красоту, если человек вкладывает в этот предмет душу. Можно достигнуть такого духовного совершенства (или наоборот, упасть в бездну порока, напившись до чёртиков), что будешь видеть красоту даже в тех предметах, которые сделаны без всякого участия души. Например, некоторые люди льют пьяные сентиментальные слёзы в ресторанах, слушая сделанный на поп-конвейере шансон. Это, в общем-то, тоже переживание красоты (да-да, "Когда б вы знали, из какого сора!..").
Таким образом, если есть потребность в красоте, эта потребность всегда будет так или иначе реализована (говоря по-русски, "свинья всегда грязь найдёт"). Напрямую это никак не связано с "профессиональным" искусством. Просто некоторых людей перестаёт удовлетворять "обычная" красота, они начинают видеть несовершенство и стремиться к более сложным формам выражения. Такие люди становятся или благодарными слушателями (читателями, зрителями) или художниками-поэтами-артистами. Хотя правильнее сказать, что они всегда становятся отчасти теми, отчасти другими: хороший пианист всегда является немного композитором; по-настоящему понять поэта может только человек, который сам сочиняет стихи (пусть и не гениальные); насладиться в полной мере гениальной игрой актёров в театре может только актёр или режиссёр (пусть на любительском уровне, но попробовавший себя в этом виде творчества).